Отношение руководителя к ошибкам

Конечно, все мы совершаем ошибки. Это факт! С другой стороны, ошибка ошибке рознь. Одну легче не заметить. Другую, не заметишь – получишь непоправимые последствия. В основе управления лежит общепринятый постулат – «на ошибках можно учиться». Правда, слово «можно» часто убирают. А это – важное слово! Можно сказать – смысловое. Оно, во-первых, дает выбор – могу учиться, могу – не учиться. Во-вторых, оно определяет стратегию, мышление человека – если есть ВОЗМОЖНОСТЬ учиться – что я выберу? Стремящиеся к саморазвитию выберут однозначно… Давайте, для начала, немного погрузимся в теорию ошибок… • Масштабы ошибок От ошибок часто зависит – получим мы результат, или не получим. Это – критические ошибки. К ним, однозначно, нужно серьезно относиться: собирать, анализировать, создавать защиту от них, трубить всем о них и т.д. Но вполне могут быть и не такие значимые – их можно исправить. Или снизить наносимый ими урон. А могут быть и незначительные. Классификация условная, в каждом случае нужно, конечно, разбираться. Всё относительно… Тут мы приходим к одному из важнейших критериев оценки ошибки – последствия. На тренингах и консультациях я учу руководителей, в первую очередь, оценивать этот фактор. А потом уже переходить к обратной связи)))) А не наоборот, как часто бывает. • Типы ошибок Случайные и Системные. С первыми, вроде бы, проще. Научи, напиши, заставь зазубрить, повесь табличку… Однако, человеческий фактор остается самым частым фактором ошибок. Поэтому не просто… Оптимальным, но затратным подходом я вижу (и транслирую на тренингах и консультациях) – заставь / замотивируй / создай привычку ДУМАТЬ, прежде чем начать что-то делать. Трудно, потому что формировать привычку, да еще и у других – занятие неблагодарное и заранее обреченное на неудачу, если исполнитель не понимает – ЗАЧЕМ это ему. Но это уже вопрос мотивации и осознанности – отдельная тема для размышления…. Решите это уравнение – честь Вам и хвала (и много сохраненных нервных клеток, как бонус 😉) С системными ошибками по-другому. Тут нужно понять ПЕРВОПРИЧИНУ ошибок, масштаб разрушений и периодичность их возникновения. Про инструмент поиска первопричин проблем я писал ранее (ссылка: https://hrtime.ru/material/sistemno-myslit--eto-kak-113512/ ) А системные ошибки имеют свойство повторяться. Вероятно, с бОльшим эффектом негативного влияния. Поэтому к ним необходимо подходить тоже системно. Эффективнее. Но и затратнее. Важно выявить всю связку: причина --- ошибка ---- последствия ---- их масштаб. И тогда становится более понятно – что делать: бежать тушить, подумать или оставить как есть… Да, частый вариант – принцип «авось само рассосется» 😉 • Влияние ошибок Как говорил выше – важно понять – на что может повлиять, или уже влияет ошибка. Одна из самых непростых, но творческих характеристик. И тут спектр практически неограничен. Думайте, и еще раз, думайте! Влияние отношения к ошибкам на разные аспекты управления Давайте вернемся к руководству и его отношению к ошибкам. Отношение к ошибкам может влиять на: • Уровень лояльности / отношение к Вам со стороны подчиненных • Инициативность сотрудников • Имидж руководителя Обратите внимание – я не пишу про позитивное или негативное влияние. Ибо это относительно))) Например, вышестоящий босс может начать уважать Вас больше, когда увидит, как Вы старательно контролируете процессы и людей. В его картине мира это – скорее, плюс. Но многие подчиненные, особенно профессионалы и примкнувшие к ним – будут крайне критически Вас оценивать – ведь Вы лезете «не в своё дело!». «Зарубание» абсолютно бредовых идей сотрудников может снижать инициативность; с другой – фокусировать команду на главных проблемах, убирать ростки «анархии и вседозволенности» в команде. Как посмотреть. Профилактика ошибок (развитие, обучение, беседы, «защита от дурака», ОС, fuckup-сессии) Я – сторонник системного, комплексного подхода ко всему, что связано с управлением. Да, иногда нет времени и сил для такого подхода – легче «заклеить пластырем». Но позже, или при повторном появлении проблемы, всё же рекомендую решить «раз и навсегда». Для начала, рекомендую ответить на вопрос: «А ошибка вообще была?». Или это моё мнение, всего лишь… Про критическую оценку поступающей информации я писал ранее (https://hrtime.ru/material/kriticheskoe-myshlenie--vybor-v-rezhime-neopredelennosti-112562/ ). Работать всё же необходимо с фактами и аргументами. С системными ошибками желательно работать на системном уровне. Например, как популяризовали японцы (подход они, кстати, «подсмотрели» у нашего соотечественника – Алексея Капитоновича Гастева, автора Научной Организации Труда, если Вы не знали 😉 ), предложив принцип «защиты от дурака». Это значит, что даже физически не получится сделать что-то неправильно – система/прибор/устройство не позволят. Самый простой способ – физическая или виртуальная табличка «Запрещено!». Жёстко, но дает эффект! Какие еще есть методы профилактики от ошибок (перечень не полный, прошу добавлять из своей практики, коллеги): • обучение (на постоянной основе) • инструкции с разъяснениями • наставник (думающий) • постановка задачи – с акцентом на особо опасные или важные моменты выполнения • презентация реализованных проектов с разбором пройденных ошибок • книга ошибок (антипод книги успехов / продаж) • факап сессии (страшно, но важно и полезно) • постоянная обратная связь (детальная, качественная) Самое главное – чтобы руководитель постоянно анализировал, умел рефлексировать относительно своего отношения к ошибкам. Причем, важнее – к ошибкам своих подчиненных. Потому что с собой договориться всегда проще 😉 Удачи! И да прибудет с вами мудрость!